Контрактной системе дали новое видение
26.07.2017
Центр стратегических разработок (ЦСР) представил доклад о дальнейшем развитии системы госзакупок. Как известно, масштабная реформа закупок государства и госкомпаний была отсрочена до 2018 года, тогда же должна вступить в силу программа развития России после 2018 г, в разработке которой ЦСР принимает активное участие.
В целом доклад посвящен существующим проблемам сферы госзаказа, где одна из главных - это непрерывное ухудшение состояния конкуренции. За 2015-2016 годы 60% госзакупок было заключено на неконкурентной основе, причем несмотря на строгость контрактной системы, в последнее время появляется все больше законных способов заключить контракт с единственным поставщиком. При этом эксперты ЦСР не предлагают каких-либо концептуально новых решений для реформирования госзаказа, большинство озвученных идей схожи с решениями Белого дома. Например, для борьбы со сниженной конкуренцией ЦСР разделяет позицию Минфина и ФАС о необходимости развития в контрактной системе "электронных магазинов", которые будут работать для некрупных типовых закупок (составляют примерно 5-7% госзаказа), поскольку их оформление требует едва ли не больше средств, чем стоят сами товары. По части репутации поставщиков эксперты предлагают освобождать добросовестные компании от обеспечительных платежей, в правительстве же настаивают на отстранении недобросовестных поставщиков от госзаказа.
Серьезным вопросом остается монополизация госзакупок (3,5% всех поставщиков получают 80% госсредств, 80% закупок совершают всего 2,6% заказчиков). В ЦСР предлагают выделить такие заказы в отдельную группу и ввести для нее особое регулирование. Например, позволить поставщикам и заказчикам вести торговые переговоры, избавив их от соблюдения формальных процедур, отказаться от начальной цены контрактов, заменив ее на более свободные формы, а также внедрить «профессионализацию поставщиков», включая их предквалификацию для выполнения сложных работ и услуг. Также по мнению ЦСР, необходимо освободить ФАС от функции рассмотрения споров между заказчиками и поставщиками, передав эти полномочия "независимой апелляционной структуре", а антимонопольщикам оставить контроль соблюдения законодательства. Впрочем, схожие идеи рассматривались в Минэкономики и ФАС еще до запуска контрактной системы, и уже тогда они были признаны коррупциогенными.
В докладе не содержится и ответа на главный вопрос: что делать с закупками госкомпаний. В ЦСР лишь отмечают, что стоит искать в них не только отсутствие конкуренции и коррупционные проявления (по данным Минфина более 94% закупок госкомпаний осуществляется на неконкурентной основе), но и рассматривать как источник инноваций в этой сфере.
Оставить комментарий
Он будет опубликован после проверки.