В России нашли идеальную дорогу
06 сентября 2016
В Тверской области журналисты «Комсомольской правды» обнаружили участок трассы, который уже более 10 лет находится в идеальном состоянии и совершенно не требует ремонта. Чудо-дорога соединяет три области и располагается вблизи города Бежецк. По словам главы района Александра Горбанева, трафик на данном участке немалый: по нему ездят лесовозы, везут металлолом, в большом количестве проходят фуры и обычный легковой транспорт.
За 11 лет существования участок длиной 9 километров ни разу не ремонтировался, поскольку состояние дороги было и остается идеальным на протяжении всего времени эксплуатации. Казалось бы, такое явление - чудо в нашей стране, ведь чиновники не раз утверждали, что причина недолговечности дорог в России - это исключительно суровый климат. Однако практика показала, что секрет «чуда» кроется в правильном строительстве и качественном материале.
Более 10 лет назад тендер на сооружение дорожного полотна выиграла петрозаводская фирма с руководителем Валентином Кац. На объект сразу завезли новую американскую технику с передовыми технологиями. Через каждый слой укладывался особый материал с специальной пленкой, в прослойке использовался только новый щебень и высококачественная гранитная крошка, хотя обычно для этих целей местными строителями применялась менее прочная щебеночная и старый, уже использовавшийся ранее, щебень. Для отвода сточных вод были сделаны русла подхода и ухода воды, выпускные и приемные ворота. В этом проекте было продумано все от начало и до конца.
Тем не менее, достроить дорогу до конца так и не удалось. Причина - Кац не сошелся в цене с местными властями. Хорошая дорога стоит немалых денег, а помимо этого чиновники требовали солидные откаты. Не найдя компромисса, подрядчик вынужден был отказаться от проекта.
Сейчас Валентин Кац по-прежнему работает строителем в Петрозаводске. Жалуется на кадровый голод и ругает местных коллег за «одноразовые дороги», однако, по его словам, помимо совести, дорожникам необходим строгий контроль. Поэтому там, где слабый мэр или губернатор, всегда будут плохие дороги. Еще одна причина, по которой российское дорожное полотно хуже европейского - это экономика, утверждает Кац. Для примера, в Канаде нормативы на строительство составляют 50 см бетона под основание, 40 см нижний слой и 10 - верхний. В России все намного проще - 20-30 см щебня, 6 см нижнего слоя и 5 - верхнего, а на практике зачастую не соблюдаются и эти цифры. Финансирование урезается, а проектировщики все так же предоставляют якобы приемлемые варианты.
По всей видимости, Бежецкая «девятка» так и останется непревзойденным идеалом для российских дорожников, поскольку в нашей реальности выгоднее каждый год латать старые и строить новые дороги, укладывая асфальт в лужи и имея с этого неплохие откаты, нежели один раз сделать работу качественно и надолго.
Он будет опубликован после проверки.