- РусТендер
- Вопрос-ответ
- Участие в тендерах
- Запрос предложений по 44-ФЗ
Запрос предложений по 44-ФЗ
С 1 января 2022 года Запрос предложений упразднен (Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ).
Актуальными процедурами на данный момент являются:
- электронный конкурс
- электронный аукцион
- электронный запрос котировок
- закупка у единственного поставщика
21.02.2023
Время чтения: 7 минут
Что вы узнаете из текста: что такое запрос предложений, как он проводился, какие у него были сроки и чем он отличался от других видов торгов
Содержание:
1. Что такое запрос предложений
2. Как проводился запрос предложений
3. Открытый запрос предложений
4. Сроки проведения и разъяснения
5. Информация, которая размещалась в извещении и документации
6. Отличие от других видов закупок
Запрос предложений — это способ определения поставщика, при котором информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения и документации.
Чтобы найти компанию, которая выполнит государственный заказ на наиболее выгодных условиях, заказчик мог проводить запрос предложений.
При этом методе заказчик получал десятки интересных заявок, а выигрывала та компания, которая делала наиболее выгодное предложение.
Если мы обратимся к словарю, то прочитаем, что запрос предложений — это документ, издаваемый компанией, заинтересованной в приобретении товаров или услуг. В этом документе заказчик декларирует требования к этим самым товарам или услугам, а также есть ли среди них приоритеты.
Если же говорить в контексте нашей темы, то запрос предложений по 44-ФЗ — это, в целом, весь процесс выбора подрядчика. Он включает множество этапов от публикации извещения до подписания договора.
Проведение запроса предложений по 44-ФЗ
Закон строго определял ситуации, в которых разрешено было искать исполнителя заказа с помощью этого метода. Необходимость этой меры была обусловлена спецификой процесса. Только для заключения определенных видов контрактов разрешалось использовать торги в виде запроса предложения по 44-ФЗ (статья 83):
-
Купля-продажа образцов народного творчества и художественных промыслов, у которых есть соответствующий сертификат регистрации.
-
Поставка товаров, необходимых для Олимпийской и паралимпийской сборных России, например, участие в тендере на поставку спортивного инвентаря, формы и т.д.
-
Купля-продажа лекарственных средств для конкретного человека. Согласно правилам такого рода сделки, препараты должны быть назначены врачебной комиссией, а решение - быть зафиксировано документально. Как правило, в первую очередь, закупка происходит путем заключения контракта с единственным поставщиком на сумму до 200 тыс. руб., а затем — с помощью открытого запроса предложений. Если сумма разных лекарственных препаратов в составе одного лота превышает максимальную сумму, часть из них должна быть исключена.
-
Договоры, которые были расторгнуты в официальном порядке по той или иной причине, при условии, что новый контракт будет учитывать долю выполненных обязательств по старому соглашению. От этого напрямую зависит цена.
-
Защита интересов РФ в случае иска, поданного в суд иностранного государства физическим лицом.
-
При условии, если повторный конкурс или электронный аукцион не состоялись, можно провести запрос предложений.
Многие юристы считают, что такой широкий спектр конкурентных направлений государственных закупок - условие заключения наиболее выгодного контракта. Конкуренция вынуждает участников делать коммерческие предложения, которые заинтересуют заказчика благодаря заниженной цене.
Открытый запрос предложений
Согласно закону, условия тендера и документация размещались в открытом доступе. Однако, если заказчик хотел получить заявки от определенных организаций и заключить контракт с одной из них, он мог послать извещение о проведении закупки.
Единственное условие — не менее полутора лет успешного сотрудничества, подтверждением которого считались заключенные контракты в отношении тех же объектов закупок, условия которых были выполнены сторонами.
Если запрос предложения по 44-ФЗ проводился повторно, заказчик имел право послать извещения только тем организациям, которые участвовали в выборе исполнителя расторгнутого контракта.
После того, как извещение попадало в информационную систему или было разослано потенциальным участникам, его содержание не могло быть изменено. Несостоявшимся тендер признавался, только если заказчик получал единственное предложение или вовсе ни одного.
Заключение контракта могло быть отсрочено и отменено, если:
-
на одну из сторон наложены судебные санкции
-
в случае наличия обстоятельств непреодолимой силы
-
законодательные акты
В случае, если одна из сторон сообщала другой о такого рода обстоятельствах, подписание контракта откладывалось на срок, необходимый для их устранения, но не более, чем на 30 дней.
Форма или образец заявки на участие в запросе предложений по 44-ФЗ были не предусмотрены.
Сроки проведения и разъяснения по ходу закупки
Процедура определения исполнителя государственного заказа сложна и может показаться запутанной и непонятной. Мы выделим этапы, чтобы наглядно продемонстрировать прозрачность данного вида закупки.
- В первую очередь, заказчик формирует комиссию, которая будет рассматривать все заявки участников и вынесет окончательное решение о победителе тендера;
- Подготовка документации и проекта контракта, составление извещения, его утверждение и размещение. Согласно статье 83, сроки размещения заявки строго регламентированы: не позднее, чем за 5 дней до даты проведения закупки;
- Прием заявок на участие в запросе предложений по 44-ФЗ, внесение изменений или отзыв поданных заявок до момента вскрытия конвертов и открытия доступа к ним. Заявки на участие подаются в письменном виде и включают в себя документы, указанные в документации;
- Рассмотрение заявок: конверты с письменными заявками вскрываются, а к электронным заявкам открывают доступ. Заявки участников рассматриваются на соответствие требованиям документации, участники, которые таким требованиям не соответствуют, отклоняются, их предложения не оцениваются. По результатам рассмотрения составляется и размещается в день вскрытия конвертов в ЕИС выписка из протокола проведения запроса предложений с указанием причин отстранения участников от дальнейшего участия (если таковые имеются). После того, как все допущенные заявки оценены в соответствии с критериями, установленными в документации, комиссия фиксирует результаты в виде таблицы, которая включается в протокол проведения закупки, где указываются условия, цена и прочие критерии оценки каждой из допущенных заявок. Аудиозаписи вскрытия конвертов или открытия доступа к заявкам на участие и окончательным предложениям обязан обеспечить заказчик или организатор торгов. Более того, любой участник может проводить аудио- и видеосъемку;
- Оглашение заявки, признанной лучшей: ее условия, стоимость и преимущества. После этого всем участникам запроса предложений предлагается направить окончательное предложение не позднее рабочего дня, следующего за датой проведения торга. Если открытый запрос предложений признан несостоявшимся, потому что была подана только одна заявка для участия, ее содержание также оглашается. Участники, подавшие окончательные предложения, вправе присутствовать при процедуре вскрытия конвертов с окончательными предложениями и (или) открытии доступа к поданным в форме электронных документов предложениям;
- На основании окончательных предложений из всех участников определяется победитель данного вида закупок. Критерии оценки запроса предложений по 44 ФЗ регламентированы в статье 32:
— цена контракта;
— расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
— качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
— квалификация участников, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. - Победителем признается организация, чье окончательное предложение, в соответствии с критериями, указанными в извещении о проведении запроса предложений, наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам. После того, как самое выгодное предложение выбрано, заказчик отправляет компании-победителю проект контракта, который будет заключен по итогам проведения закупки. Таким образом, его подписывают не ранее, чем через 7 дней после опубликования итогового протокола, но не позднее, чем через 20 дней;
- Если запрос предложений признан несостоявшимся по причине того, что после окончания подачи заявок была подана единственная заявка, заказчик обязан заключить контракт с единственным участником, который прислал заявку, если такая заявка соответствует требованиям документации. Если таких вообще не было — провести тендер повторно.
На этой иллюстрации отражена основная информация о том, как проходило участие в открытом запросе предложений (комментарии и разъяснения - на сайте Министерства экономического развития Российской Федерации):
Документация запроса предложений
Извещение и документация должны были содержать следующую информацию:
-
основную информацию о Заказчике (наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты и пр.), условиях контракта, заключаемого по результатам тендера, код закупки, имеющиеся ограничения участия в ней в соответствии с законодательством РФ, информацию об обеспечении заявки и обеспечении исполнения контракта и порядке их внесения;
-
требования к участникам, а также исчерпывающий перечень документов, которые должны быть включены в заявку и язык, на котором они должны быть составлены;
-
точные сроки каждого этапа запроса предложений: время вскрытия заявок, их рассмотрения и оценки;
-
порядок подачи документов для участия (место, время и форма: бумажная или электронная);
-
необходимость оплаты доступа к документации о проведении запроса предложений;
-
преимущества, предоставляемые Заказчиком в соответствии со статьями 28-30 44-ФЗ;
-
обозначение и обоснование начальной максимальной цены контракта и описание объекта закупки;
-
возможность или невозможность изменения заказчиком условий контракта (качества, количества или цены товаров, стоимости услуг);
-
порядок проведения закупки и критерии оценки заявок на участие: от самых важных к незначительным;
-
проект контракта. Информация о договоре, который будет заключен по итогам процедуры: ответственные лица, сроки подписания, условия признания победителя и срок сотрудничества с ним.
Типовая документация запроса предложений почти не отличается от других закупок. Принципиальная разница в том, что Заказчику запрещено вносить изменения в документы после их опубликования.
Чем запрос предложений отличался от других видов закупок?
Запрос предложений отличался, например, от открытого конкурса лишь возможностью улучшить свое предложение путем направления заказчику окончательных предложений, тем самым увеличив свои шансы на победу. В остальном данный вид тендера был идентичен конкурсу (основные требования к участникам установлены в 44-ФЗ, используются критерии оценки заявок и пр.)
От электронного аукциона отличался формой и порядком проведения закупки, от запроса котировок — порядком определения победителей.
Так же как и в конкурсе, в запросе предложений оценивалась не только цена, но и квалификация, технические и экологические характеристики товара или услуги, тогда как в запросе котировок единственным критерием оценки являлась цена контракта.
©ООО "РусТендер"
Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника - tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ