- РусТендер
- Вопрос-ответ
- Участие в тендерах
- Централизованные закупки
Централизованные закупки
08.10.2022
Время чтения: 7 минут
Что вы узнаете из текста: что такое централизованные закупки, в чем их преимущества и недостатки, как они проводятся по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Содержание:
1. Что такое централизованные закупки
2. Централизованные закупки по 44-ФЗ
3. Централизованные закупки по 223-ФЗ
4. Преимущества и недостатки централизованных закупок
Централизованные закупки — это способ проведения торгов, который предусматривает определение подрядчика не заказчиком непосредственно, а специальным уполномоченным органом или учреждением, который наделяется рядом полномочий заказчика.
Централизованное осуществление закупок возможно, как в рамках 44-ФЗ, так и 223-ФЗ. Рассмотрим нюансы этой процедуры по каждому из законов.
Централизованные закупки по 44-ФЗ
Порядок и условия осуществления централизованных закупок регламентирует статьей 26 44-ФЗ.
Уполномоченные органы и учреждения создаются с целью централизации закупок.
Для этого заказчики принимают решение о создании и наделении их полномочиями на:
- определение поставщиков (ч.1 статья 26)
или
- планирование закупок, определение поставщиков, заключение контрактов, их исполнение, в т.ч. приемку товаров, работ, услуг и обеспечение их оплаты (ч. 2-3 статья 26)
Если уполномоченный орган или учреждение наделен полномочиями только на определение поставщика, то не допускается возлагать на него:
- обоснование закупок
- определение условий контракта
- определение начальной (максимальной) цены контракта
- подписание контракта
Имущество заказчиков, которые планируют осуществить общую централизованную закупку, должно находиться на одном уровне субъектов РФ: федеральном, региональном или муниципальном.
Каждый федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления обязан принять решение об осуществлении полномочий заказчика, т.е. сам ли он осуществляет закупки в полном объеме или делигирует эти полномочия частично или полностью уполномоченному органу или учреждению.
Централизованные закупки по 223-ФЗ
В тендерах для обеспечения нужд государственных корпораций, регулируемых 223 Федеральным законом, также можно применить способ централизации закупок.
В отличие от 44-ФЗ, в 223-ФЗ нет формулировки, как осуществляются такие торги. Они могут применяться как на уровне субъекта РФ (региона), так и отдельными корпорациями.
На данный момент используется 3 самых распространенных “шаблона” для проведения централизованных закупок:
-
создается типовое положение о ЦЗ на уровне региона
-
применяются правила по аналогии с 44-ФЗ
-
устанавливаются единые правила для основных частей положения о закупке
Самым распространенным является применение единого положения на уровне региона или субъекта и выбор уполномоченной организации.
Пример: в Воронежской области уполномоченной организацией для проведения централизованных закупок в рамках 223-ФЗ является Бюджетное учреждение Воронежской области “Агентство государственных закупок Воронежской области”.
Остановимся подробнее на этом вопросе и подробно рассмотрим на примере Воронежской области функционирование специализированной организации и порядок осуществления централизованных закупок в рамках 223-ФЗ. Функции специализированной организации осуществляет БУ ВО “Агентство государственных закупок Воронежской области”.
1 Этап → каждый заказчик, желающий принять участие в совместных торгах формирует заявку.
Она подготавливается исходя из плана закупок и должна содержать:
-
техническое задание;
-
рекомендуемую форма обоснования НМЦК;
-
проект договора;
-
типовую форма проведения тендера.
Далее, не позднее 10 рабочих дней до публикации извещения о проведении тендера, все заказчики подают заявки в БУ ВО “Агентство государственных закупок Воронежской области”.
Специализированная организация проводит анализ этих заявок:
-
соответствие планам закупок;
-
проверка комплектности документов;
-
наличие в документах необходимых сведений;
-
соответствие требованиям НПА, Положению о закупке.
2 этап → формирование проекта извещения.
Специализированной организацией в течение 1 рабочего дня подготавливается Проект документации о проведении тендера и отправляется на согласование и подтверждение заказчикам. Если замечания отсутствуют, то направляется информация о кандидатурах для включения в Комиссию по проведению закупки.
В случае, если специализированная организация выявляет замечания в заявках, то она вправе либо вернуть заявку, либо направить рекомендации по их устранению.
После этого у заказчиков есть 2 варианта, в течение 3-х дней с даты замечаний необходимо:
-
принять рекомендации и внести изменения в заявку
-
или продолжить процедуру без изменений.
В случае принятия рекомендаций по устранению замечаний, время на разработку закупочной документации увеличивается до 2-х рабочих дней.
Во втором же случае, если заказчик отказывается вносить изменения в заявку, процедура приобретения товаров, работ или услуг продолжается без изменений.
3 этап → размещение документов в ЕИС и на электронной площадке, а также разъяснение запросов участников тендера.
Очень важно, чтобы специализированной организации был предоставлен доступ в качестве представителя заказчика на электронной площадке и в ЕИС.
БУ ВО “Агентство государственных закупок Воронежской области” размещает извещение и документацию о проведении централизованной закупки в ЕИС и на электронной площадке (в случае электронных процедур).
После этого участник может подать запрос на разъяснение на ЭТП. В течение 1 рабочего дня с даты поступления запроса об этом сообщается уполномоченной организации и заказчикам. Разъяснение также должно быть предоставлено в течение 1 рабочего дня с момента его получения.
4 этап → взаимодействие специализированной организации и заказчиков при проведении процедуры и подведение итогов
Рассмотрение заявок участников проводит комиссия по закупкам, состоящая из представителей заказчиков и специализированной организации.
После этой процедуры публикуется протокол рассмотрения заявок участников в ЕИС и на ЭТП и начинается непосредственное проведение тендера. По его окончанию комиссией подводятся итоги и представители уполномоченной организации публикуют протокол подведения итогов как в ЕИС, так и на ЭТП.
Преимущества и недостатки централизованных закупок
У подобного вида тендера есть очевидные преимущества, из-за которых этот метод и применяется на практике:
-
во-первых, применение централизованных закупок упрощается для заказчика процесс определения поставщика т.к. часть нагрузки уходит на уполномоченный орган (а в некоторых случаях и весь процесс выбора подрядчика)
-
во-вторых, при приобретении более крупных объемов товара уполномоченным органом, поставщик может предложить более выгодную цен, чем при приобретении продукции только одним заказчиком. Это способствует экономии бюджетных средств
-
в-третьих, контрактный управляющий уполномоченного органа является квалифицированным специалистом, что позволяет провести тендер без нарушений законодательства со стороны организатора и получить максимальную выгоду от процедуры
Но есть и отрицательные моменты в применении централизованных закупок:
-
При приобретении работ или услуг в рамках централизованных закупок возникает ситуация с увеличением срока исполнения контракта, т.к. объемы приобретаемых товаров или услуг значительно больше, чем при проведении обычного тендера. Это не всегда удобно для заказчика, несмотря на экономию средств
-
Не все потенциальные подрядчики могут позволить себе взять большой заказ. В связи с этим уменьшается конкуренция, т.к. небольшие компании просто не в состоянии исполнить контракты, которые заключаются подобным способом
Во многих моментах организация и проведение централизованных закупок совпадает с таким видом приобретения товаров, как совместные закупки.
44-ФЗ предусматривает только совместные конкурсы и аукционы. Главным отличием от централизованных торгов является то, что при совместных закупках в роли организатора может выступать один из заказчиков, что неприемлемо в другом варианте, где организатором выступает только уполномоченный орган или учреждение.
©ООО "РусТендер"
Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника - tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ