Централизованные закупки

08.10.2022

 

Время чтения: 7 минут

Что вы узнаете из текста: что такое централизованные закупки, в чем их преимущества и недостатки, как они проводятся по 44-ФЗ и 223-ФЗ

 

Содержание:

1. Что такое централизованные закупки

2. Централизованные закупки по 44-ФЗ

3. Централизованные закупки по 223-ФЗ

4. Преимущества и недостатки централизованных закупок


 

Централизованные закупки — это способ проведения торгов, который предусматривает определение подрядчика не заказчиком непосредственно, а специальным уполномоченным органом или учреждением, который наделяется рядом полномочий заказчика.

Централизованное осуществление закупок возможно, как в рамках 44-ФЗ, так и 223-ФЗ. Рассмотрим нюансы этой процедуры по каждому из законов.

 


Централизованные закупки по 44-ФЗ

Порядок и условия осуществления централизованных закупок регламентирует статьей 26 44-ФЗ.

 

Уполномоченные органы и учреждения создаются с целью централизации закупок.

Для этого заказчики принимают решение о создании и наделении их полномочиями на:

или

  • планирование закупок, определение поставщиков, заключение контрактов, их исполнение, в т.ч. приемку товаров, работ, услуг и обеспечение их оплаты (ч. 2-3 статья 26)

 

 

Если уполномоченный орган или учреждение наделен полномочиями только на определение поставщика, то не допускается возлагать на него: 

  • обоснование закупок
  • определение условий контракта
  • определение начальной (максимальной) цены контракта
  • подписание контракта

Имущество заказчиков, которые планируют осуществить общую централизованную закупку, должно находиться на одном уровне субъектов РФ: федеральном, региональном или муниципальном.

 

Каждый федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления обязан принять решение об осуществлении полномочий заказчика, т.е. сам ли он осуществляет закупки в полном объеме или делигирует эти полномочия частично или полностью уполномоченному органу или учреждению.


 

Сопровождение участия в тендерах

любой вид закупок (44-ФЗ, 223-ФЗ, коммерческие торги), с гарантией результата


Подробнее >>

Централизованные закупки по 223-ФЗ

В тендерах для обеспечения нужд государственных корпораций, регулируемых 223 Федеральным законом, также можно применить способ централизации закупок.

 

В отличие от 44-ФЗ, в 223-ФЗ нет формулировки, как осуществляются такие торги. Они могут применяться как на уровне субъекта РФ (региона), так и отдельными корпорациями.

 

На данный момент используется 3 самых распространенных “шаблона” для проведения централизованных закупок:

  1. создается типовое положение о ЦЗ на уровне региона

  2. применяются правила по аналогии с 44-ФЗ

  3. устанавливаются единые правила для основных частей положения о закупке

Самым распространенным является применение единого положения на уровне региона или субъекта и выбор уполномоченной организации.

Пример: в Воронежской области уполномоченной организацией для проведения централизованных закупок в рамках 223-ФЗ является Бюджетное учреждение Воронежской области “Агентство государственных закупок Воронежской области”.

Остановимся подробнее на этом вопросе и подробно рассмотрим на примере Воронежской области функционирование специализированной организации и порядок осуществления централизованных закупок в рамках 223-ФЗ. Функции специализированной организации осуществляет БУ ВО “Агентство государственных закупок Воронежской области”.

 

1 Этап → каждый заказчик, желающий принять участие в совместных торгах формирует заявку.

 

Она подготавливается исходя из плана закупок и должна содержать:

  1. техническое задание;

  2. рекомендуемую форма обоснования НМЦК;

  3. проект договора;

  4. типовую форма проведения тендера.

Далее, не позднее 10 рабочих дней до публикации извещения о проведении тендера, все заказчики подают заявки в БУ ВО “Агентство государственных закупок Воронежской области”.

 

Специализированная организация проводит анализ этих заявок:

  1. соответствие планам закупок;

  2. проверка комплектности документов;

  3. наличие в документах необходимых сведений;

  4. соответствие требованиям НПА, Положению о закупке.

 

 

2 этап → формирование проекта извещения.

 

Специализированной организацией в течение 1 рабочего дня подготавливается Проект документации о проведении тендера и отправляется на согласование и подтверждение заказчикам. Если замечания отсутствуют, то направляется информация о кандидатурах для включения в Комиссию по проведению закупки.

В случае, если специализированная организация выявляет замечания в заявках, то она вправе либо вернуть заявку, либо направить рекомендации по их устранению.

 

После этого у заказчиков есть 2 варианта, в течение 3-х дней с даты замечаний необходимо:

  1. принять рекомендации и внести изменения в заявку

  2. или продолжить процедуру без изменений.

В случае принятия рекомендаций по устранению замечаний, время на разработку закупочной документации увеличивается до 2-х рабочих дней.

Во втором же случае, если заказчик отказывается вносить изменения в заявку, процедура приобретения товаров, работ или услуг продолжается без изменений.

 

 

3 этап → размещение документов в ЕИС и на электронной площадке, а также разъяснение запросов участников тендера.

 

Очень важно, чтобы специализированной организации был предоставлен доступ в качестве представителя заказчика на электронной площадке и в ЕИС.

БУ ВО “Агентство государственных закупок Воронежской области” размещает извещение и документацию о проведении централизованной закупки в ЕИС и на электронной площадке (в случае электронных процедур).

 

После этого участник может подать запрос на разъяснение на ЭТП. В течение 1 рабочего дня с даты поступления запроса об этом сообщается уполномоченной организации и заказчикам. Разъяснение также должно быть предоставлено в течение 1 рабочего дня с момента его получения.

 

 

4 этап → взаимодействие специализированной организации и заказчиков при проведении процедуры и подведение итогов

 

Рассмотрение заявок участников проводит комиссия по закупкам, состоящая из представителей заказчиков и специализированной организации.

 

После этой процедуры публикуется протокол рассмотрения заявок участников в ЕИС и на ЭТП и начинается непосредственное проведение тендера. По его окончанию комиссией подводятся итоги и представители уполномоченной организации публикуют протокол подведения итогов как в ЕИС, так и на ЭТП.

 


Преимущества и недостатки централизованных закупок

У подобного вида тендера есть очевидные преимущества, из-за которых этот метод и применяется на практике:

  1. во-первых, применение централизованных закупок упрощается для заказчика процесс определения поставщика т.к. часть нагрузки уходит на уполномоченный орган (а в некоторых случаях и весь процесс выбора подрядчика)

  2. во-вторых, при приобретении более крупных объемов товара уполномоченным органом, поставщик может предложить более выгодную цен, чем при приобретении продукции только одним заказчиком. Это способствует экономии бюджетных средств

  3. в-третьих, контрактный управляющий уполномоченного органа является квалифицированным специалистом, что позволяет провести тендер без нарушений законодательства со стороны организатора и получить максимальную выгоду от процедуры

 

Но есть и отрицательные моменты в применении централизованных закупок:

  1. При приобретении работ или услуг в рамках централизованных закупок возникает ситуация с увеличением срока исполнения контракта, т.к. объемы приобретаемых товаров или услуг значительно больше, чем при проведении обычного тендера. Это не всегда удобно для заказчика, несмотря на экономию средств

  2. Не все потенциальные подрядчики могут позволить себе взять большой заказ. В связи с этим уменьшается конкуренция, т.к. небольшие компании просто не в состоянии исполнить контракты, которые заключаются подобным способом

 

Во многих моментах организация и проведение централизованных закупок совпадает с таким видом приобретения товаров, как совместные закупки.

 

44-ФЗ предусматривает только совместные конкурсы и аукционы. Главным отличием от централизованных торгов является то, что при совместных закупках в роли организатора может выступать один из заказчиков, что неприемлемо в другом варианте, где организатором выступает только уполномоченный орган или учреждение.


©ООО "РусТендер" 

Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника - tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ


Статьи по теме:

Тендерное сопровождение

Совместные конкурсы и аукционы по 44-ФЗ

Банковская (независимая) гарантия по 44-ФЗ

Поделитесь ссылкой на эту статью

Вопрос специалистам РусТендера

Задайте вопрос и получите ответ любым удобным для вас способом

Отправляя нам данные, Вы соглашаетесь на обработку Ваших персональных данных, согласно нашей политике конфиденциальности

Спасибо, мы получили Ваш вопрос и свяжемся в ближайшее время (в рабочие часы)

Оставьте заявку на бесплатную консультацию или расчет стоимости

Отправляя нам данные, Вы соглашаетесь на обработку Ваших персональных данных, согласно нашей политике конфиденциальности

Защита от спама reCAPTCHA, Конфиденциальность и Условия использования Google.


Спасибо за обращение

Благодарим за обращение в нашу компанию!
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.

Оставьте запрос на подготовку заявки на любой тендер


Хотите узнавать обо всех изменениях в госзакупках первыми?

Подпишитесь на нашу рассылку


  • некорректно

Отправляя нам данные, Вы соглашаетесь на обработку Ваших персональных данных, согласно нашей политике конфиденциальности

Вы успешно подписаны на рассылку

Или следите за новостями гозаказа в наших группах

Требуется обеспечение?

Получите бесплатный расчет лимита по тендерному займу или банковской гарантии.

  • некорректно
  • или

  • некорректно

Отправляя нам данные, Вы соглашаетесь на обработку Ваших персональных данных, согласно нашей политике конфиденциальности

Хотите получить брошюру с полезными советами по оформлению банковской гарантии?

Подпишитесь на нашу рассылку


  • некорректно

Отправляя нам данные, Вы соглашаетесь на обработку Ваших персональных данных, согласно нашей политике конфиденциальности

Вы успешно подписаны на рассылку

Для просмотра и скачивания брошюры по банковской гарантии перейдите по этой ссылке.

Или следите за новостями гозаказа в наших группах

Еще не открыли спецсчет?

Бесплатное открытие спецсчета для участия в торгах за 1 день

Заказать
Письма
Рустендера