- РусТендер
- Вопрос-ответ
- Участие в тендерах
- Закупка у единственного поставщика
Закупка у единственного поставщика
Закупка у единственного поставщика — неконкурентный способ определения поставщика. То есть заказчик может покупать у конкретного продавца, без проведения торгов.
Обоснование закупки у единственного поставщика
Заказчик не может заключить контракт с единственным поставщиком, когда ему захочется. Закупочное законодательство устанавливает определенные рамки.
44-ФЗ требует от заказчика:
-
Согласовать заключение контракта с единственным поставщиком с органом исполнительной власти;
-
Обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения, а также цену контракта и иные существенные условия контракта;
-
Уведомить ФАС о заключении контракта с единственным исполнителем;
-
Отчитаться о количестве и стоимости договоров, заключенных по результатам закупки у единственного поставщика.
В 223-ФЗ ограничений меньше. С 1 июля 2018 года при закупке у единственного поставщика достаточно включить сведения в план и направить их в Реестр договоров. В положении о закупке нужно указывать исчерпывающий перечень случаев проведения такой процедуры.
Случаи закупки у единственного поставщика
Такие закупки реализуются в двух вариантах:
-
заказчик направляет предложение единственному подрядчику с предложением заключить контракт на поставку необходимых товаров, работ, услуг;
-
заказчики принимает предложение от определенного подрядчика на заключение контракта.
Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ
По статистике Минфина, за первое полугодие 2018 года в ЕИС было опубликовано 440 тысяч извещений о проведении закупки у единственного поставщика. Это второй по популярности способ. На первом только электронный аукцион.
Все случаи, когда можно заключать контракт с единственным поставщиком, перечислены в части 1 статьи 93 44-ФЗ. Всего там 56 пунктов. Приводим сокращенный и немного обобщенный список таких случаев:
-
Деятельность субъектов естественных монополий
-
Указ или распоряжение Президента или Правительства
-
Признание определения поставщика при конкурентной процедуре несостоявшимся
-
Мобилизация
-
Закупка до 100 тыс. руб.
-
Закупки государственного или муниципального учреждения культуры
-
Закупка декораций, костюмов, театрального реквизита
-
Билеты в театр, зоопарк, цирк, экскурсионные билеты
-
Организация мероприятия
-
Поставка культурных ценностей
-
Народные художественные промыслы
-
Преподавательские или экскурсоводческие услуги
-
Работы, которые может выполнять только орган исполнительной власти
-
Вооружение и военная техника
-
В случае аварии, ЧС
-
Товары и услуги от предприятия УИС
-
Объекты авторского права (за исключением проката фильма)
-
Авторский надзор за строительством
-
Обеспечение визитов глав иностранных государств
-
Обеспечение деятельности объектов государственной охраны
-
Управление многоквартирным домом
-
Субъект РФ или муниципалитет покупает или арендует нежилое помещение
-
Ремонт нежилых помещений
-
Направление работника в командировку
-
Закупка лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний или по решению врачебной комиссии
-
Купля-продажа электрической энергии с гарантирующим поставщиком
-
Закупки ЦИК
-
Оборудование для инновационных площадок
-
Банковская гарантия для бюджетного учреждения
-
Средства разведывательной деятельности для внешней разведки
-
Средства контрразведывательной деятельности для ФСБ
-
Сбор и обработка первичных статистических данных
-
Информация баз данных
-
Закупки, связанные с оперативно-розыскной деятельностью
-
Воинские перевозки
-
Закупка товара, произведенного на территории РФ в соответствии со специальным инвестиционным контрактом
-
Изготовление акцизных марок для алкогольной и табачной продукции, ввозимых в РФ
-
Защита интересов РФ в иностранных и международных судах и арбитражах
-
Орган исполнительной власти лечится за границей
-
Осуществление государственной охраны
-
Услуги кредитных рейтинговых агентств
-
Модернизация информационных систем для обеспечения деятельности Федерального Собрания
Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ
В отчете по закупкам Минфин сообщает, что в первом полугодии 2018 года заказчиками осуществлялись закупки с применением 2 092 способов определения поставщика. 95% неконкурентных закупок, из которых доля закупок у единственного поставщика составляет 42%.
Почему заказчики так любят этот способ? 223-ФЗ не содержит конкретных ограничений применения закупки у единственного поставщика. Статья 3.6, регулирующая конкретно эту процедуру, появилась 1 июля 2018 года. Она гласит:
Порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.
Дробление и закупка у единственного поставщика
Согласно части 15 статьи 4 223-ФЗ, в ЕИС не размещаются извещения о закупках до 100 тыс. руб. А если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год больше 5 млрд. руб. — «граница» понижается до 500 тыс. руб. Также не подлежит публикации информауия о закупке, составляющую государственную тайну.
Теоретически получается, что заказчик может установить ценовой порог для закупки у единственного поставщика, совпадающий с порогом для малых закупок и не публиковать извещение в ЕИС. На практике родилось такое явление как дробление закупок.
Заказчики разбивают крупные тендеры на мелкие закупки и проводят их за несколько месяцев. Иногда это обосновано сроками. Такая закупка проходит быстрее. Но иногда дробление — это признак «отката». То есть заказчик хочет отдать закупку конкретному поставщику, в максимально скрытной обстановке.
Если участник считает, что заказчик неправомерно выбрал закупку у единственного поставщика — он имеет право подать жалобу в ФАС.
©ООО "РусТендер"
Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника - tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ