Отклонили банковскую гарантию: что делать?
11 мая 2021
Разбираем причины отклонения БГ и действия поставщикав такой ситуации
За что могут отклонить банковскую гарантию? Основные требования, за несоблюдение которых заказчик может отклонить БГ представлены в 44-ФЗ. Рассмотрим три самых распространенных требования и расскажем, что делать в случае отклонения гарантии заказчиом.
Почему банковскую гарантию могут отклонить?
- Банковская гарантия должна быть выдана банком из реестра, утвержденного Минфином. Этот реестр публикуется ежемесячно, он содержит порядка 300 банков. Есть чёткие требования, которым банк должен соответствовать, чтобы попасть в этот реестр. Требования устанавливаются к размеру капитала банка и уровню кредитного рейтинга, присвоенного банку одним или несколькими кредитными рейтинговыми агентствами. Сведения о кредитных рейтинговых агентствах должны быть которых внесены в реестр Центрального банка РФ. Подробнее об этом в ч. 1 и 1.1 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
- Банковская гарантия должна соответствовать условиям, указанным в частях 2 и 3 статьи 45 44-ФЗ. Требования к гарантии установлены также ПП №1005: в нем перечислены пункты, которые гарантия должна содержать обязательно. Там также указаны пункты, которые гарантия содержать не может и это очень важный момент. На основании этого момента многие заказчики не принимают банковские гарантии, которые их не устраивают. Например, там сказано, что банковская гарантия не может содержать требования к заказчику по представлению каких-либо расчетов об исполнении контракта или расчетов нарушений поставщика. Заказчик вправе отклонить банковскую гарантию, в которой такие требования есть.
- Гарантия должна быть внесена в единый реестр банковских гарантий. Банк, выдавший банковскую гарантию, не позднее одного рабочего дня, следующего за датой ее выдачи, включает информацию и документы в реестр банковских гарантий. Это предусмотрено частью 11 ст. 45 44-ФЗ. По 223-ФЗ вносить гарантию в реестр не требуется.
Бывают и такие случаи, когда заказчика не устроил текст банковской гарантии и он отказался ее принимать. Ситуация неприятная, но к сожалению 44-ФЗ не предусматривает обязанность заказчика и поставщика заранее согласовывать текст банковской гарантии.
Что делать после отклонения гарантии?
Заказчик обязан сообщить об отклонении поставщику и указать причины, по которым гарантия не подошла. В некоторых случаях заказчик заранее предупреждает поставщика и предлагает заменить гарантию на другую, либо на денежные средства. Но чаще всего заказчик сразу размещает в ЕИС протокол об уклонении победителя от подписания контракта.
Если гарантию отклонили через размещение протокола в ЕИС, то в первую очередь нужно понять, обоснованно ли отклонение. Если вы уверены, что отклонение необоснованно, можно подать жалобу в ФАС. Если отклонение обосновано, то здесь уже главное не попасть в РНП на основании ст. 104 44-ФЗ. Для этого потребуется убедить ФАС, что намерений уклоняться от подписания контракта у вас не было. Для этого можно, например, предоставить подтверждающие документы: квитанции об оплате комиссии за выпуск гарантии, подтверждение, что вы отправляли заказчику макет БГ на согласование, подтверждение, что вы вовремя подписали со своей стороны контракт и имеете опыт аналогичных исполненных контрактов и так далее.
Он будет опубликован после проверки.